Почему моды на консолях — настоящий вызов, и стоит ли ждать перемен?

An Xbox Series X next to a PlayStation 5, with two modded games beside

Возможно, вы этого не заметили, но модификации постепенно всё чаще появляются в играх для консолей. Хотя большая часть новых проектов по-прежнему обходится без поддержки пользовательских дополнений, появление игр с официальной поддержкой модов вселяет надежду на улучшение ситуации.

Даже классические игры, например The Witcher 3, вскоре смогут принимать моды после обновлений. Несмотря на заметный прогресс, моддинг на консолях пока далёк от того, чтобы стать нормой.

Моды на консолях — нелёгкая задача

Really Useful Dragons Skyrim mod featuring creepy Thomas the Tank Engine.

На ПК необходимые инструменты для создания модов доступны всегда и для всех. Там можно свободно заглянуть в игровые файлы, менять код, ресурсы и даже исправлять сам движок, добавляя функции, которых изначально не было в игре. От простых замен моделей и текстур до масштабных изменений геймплея — всё возможно.

Многие современные проекты сразу выпускают официальные инструменты для моддинга или добавляют их с патчами. А если нет — энтузиасты всё равно быстро находят пути, чтобы вмешаться в игру.

С консолями ситуация иная. Большинство из них — закрытые платформы, на которых можно запускать лишь одобренные производителем программы. Это служит в первую очередь защитой от пиратства, вредоносного ПО и нежелательных изменений системного софта. Но вместе с этим доступ к игровым файлам закрыт, и создавать моды напрямую без взлома невозможно.

Даже при официальной поддержке модов на консолях нет собственных инструментов — моды создают на ПК, а потом адаптируют для консоли. Помимо очевидных дополнительных шагов этому процессу мешают и другие серьёзные проблемы.

Особенности железа консолей не позволяют создателям модов заранее тестировать и оптимизировать дополнения под платформу до переноса. Сообщества таких игр, как The Elder Scrolls V: Skyrim и Fallout 4, выпустили гайды по созданию модов для консолей, что немного упростило задачу новичкам.

Тем не менее создание модов для консолей остаётся сложным из-за багов официальных инструментов, например Bethesda Creation Kit, и множества других технических сложностей.

Почему моддинг на консолях сильно ограничен?

A man gaming at a PC next to an image of the Xbox Series X and PlayStation 5.

Помимо аппаратных ограничений, консолям мешают жёсткие правила для официальных модов — особенно тех, которые коренным образом меняют игровой код.

Например, известный моддинг-инструмент Skyrim Script Extender (SKSE) отсутствует в консольных версиях Skyrim. Многие популярные моды зависят от SKSE, но возможность его править движок грозит безопасности на консолях. К тому же SKSE на ПК — это отдельная программа, а не просто мод, поэтому для консолей его пришлось бы полностью переписывать.

Каждая консольная версия игры по-своему работает с модами — у некоторых очень жёсткие ограничения. На консолях Skyrim хоть и можно ставить моды, их количество и разнообразие ни в какое сравнение не идут с ПК. Общее число геймплейных модов ограничено, остаются лишь косметические изменения и замены ассетов.

Для примера, Cities: Skylines на консолях — едва ли не самый закрытый проект по части модификаций, лишённый множества полезных и функциональных дополнений, доступных на ПК.

На консолях моды нужно распространять через официальные площадки. Владельцы консолей не могут просто скачать мод с любого сайта — всю систему необходимо встроить и поддерживать на уровне платформы. Это куда сложнее, чем кажется, и даже крупные студии пока не решили всех связанных с этим проблем.

Поэтому многие разработчики создают собственные площадки для модов на консолях. Одна из самых популярных — Bethesda.net, которая поддерживает моды для Skyrim, Fallout 4, Starfield и DOOM DOOM II.

Серия Farming Simulator от GIANTS Software тоже имеет собственную платформу для модов, где игроки могут делиться картами, техникой и крупными изменениями геймплея.

The mod menu in The Elder Scrolls V: Skyrim Special Edition on Xbox One.

Эти платформы ограничены мощностью и особенностями консолей, из-за чего многие лучшие моды с ПК так и не появятся в официальных коллекциях. Например, в Skyrim не стоит ждать серьёзных переделок боевой системы, а в DOOM DOOM II доступны лишь WAD-файлы — значит, культовые моды вроде Brutal Doom на Xbox не появятся.

Тем не менее возможность свободно загружать моды сделала эти игры настоящим домом для множества отличных проектов. Хотите стать императором в Skyrim или разносить демонов в DOOM в образе Гомера Симпсона? На консолях у вас есть такой выбор.

К сожалению, не все разработчики могут предоставить собственные платформы для модов. Это требует обслуживания серверов, выделения ресурсов и постоянного модерационного контроля — чтобы отсеивать опасный или неподходящий по возрасту контент.

Площадки с модами должны соответствовать возрастным ограничениям, установленным ESRB и другими организациями. Если разработчик разрешит всё подряд, неизбежны скандалы вроде легендарного «горячего кофе» в Grand Theft Auto.

Даже крупные студии сталкиваются с трудностями: Bethesda.net в играх Bethesda часто страдает от сбоев, зависаний и низкого качества модов. Если справиться трудно гигантам, неудивительно, что небольшие команды просто игнорируют поддержку модов на консолях.

Иногда разработчики добавляют несколько выбранных популярных модов в консольные версии через бесплатные DLC — как было в Teardown и Cities: Skylines. Но это не полноценная поддержка моддинга.

К счастью, новые кроссплатформенные решения, например mod.io, делают моддинг на консолях более доступным. В отличие от Nexus Mods или Steam Workshop, mod.io интегрируется прямо в консольные версии игр, таких как Baldur’s Gate 3, Totally Accurate Battle Simulator и S.T.A.L.K.E.R..

Mod.io упрощает разработчикам задачу поиска, размещения и модерации контента. Благодаря таким сервисам в будущем ждать больше игр с модами на консолях стало бы реальнее… если бы не одна заковыристая преграда, о которой расскажем дальше.

Для модов на консолях нужны разрешения от производителей

Nate looking down at Dogmeat on a road in Fallout 4.

Несмотря на желание и возможности разработчиков добавить моды в консольные версии игр, ключевое слово — одобрение от производителей консолей. Microsoft, Sony и Nintendo решают, разрешать ли модификации для конкретной игры. Без их согласия никакого моддинга на консолях не будет. А если разрешение получено, то зачастую действуют строгие ограничения.

Правила у каждой компании разные: Xbox допускает большинство модов, если в них нет откровенного контента или модификаций скриптов. Sony традиционно строга, блокируя моды с лицензированным контентом или материалами из других игр. В 2016 году из-за таких требований Bethesda чуть не отказалась от поддержки модов в Fallout 4 на PS4, но в итоге согласились на более жёсткие условия.

Хотя производители постепенно смягчают свою политику и Nintendo даже разрешила моды для ряда игр на Switch, многочисленные правила и сложный процесс утверждения остаются главными препятствиями для широкого распространения моддинга на консолях. Для многих студий это проще — не поддерживать моды вовсе.

Как бы студии ни старались создать удобные инструменты, ограниченность железа и политика производителей не позволяют модам на консолях сравниться с полноценным опытом PC. А отсутствие гарантии получить одобрение сдерживает многих разработчиков от поддержки модов.

Почему даже простые моды важны для игр на консолях?

Сегодня моддинг на консолях далёк от идеала, особенно на PlayStation, но даже небольшие дополнения способны исправлять ключевые проблемы, обновлять контент и вносить серьёзные изменения в геймплей. Во многих культовых играх моды — важнейшая часть опыта, и настало время консольным игрокам получить к ним доступ.

Если вам понравилась эта статья, подпишитесь, чтобы не пропустить еще много полезных статей!

Вы также можете найти наши материалы в:

Алекс Бежбакин
Оцените автора
Добавить комментарий