В это время в прошлом году PlayStation представила нам план развития бренда. Были сделаны грандиозные обещания по играм с живым сервисом, сделаны серьезные инвестиции в мобильные инициативы и продолжены запуски нового оборудования. Если судить о 2024 году по критериям, которые она сама же установила, то это был бы провал. Но это не рассказывает всей истории.
2024 год для PlayStation казался фазой реорганизации. В области программного обеспечения мы увидели, как PlayStation вновь обратилась к молодым игрокам, что принесло ей крупную победу в номинации Игра года. За играми произошли еще более значительные изменения, в частности с назначением двух новых сопредседателей, Хермана Хулста и Хидеаки Нисино, что может иметь радикальные последствия для бренда в будущем. Все это создает основу для необходимого поворота бренда, который flirtовал с катастрофой в 2024 году. Единственная проблема? Это новое видение еще не было communicated, и хорошее настроение фанатов может оказаться на исходе после года взлетов и падений.
Изменение стратегии
Sony имела много дел одновременно в этом году, что сделало его настоящими американскими горками для фанатов. Если было одно сообщение, которое PlayStation хотела донести как можно яснее в 2023 году, то это было обязательство найти успешную игру с живым сервисом. В то время сообщалось, что в разработке находится 12 таких игр, которые должны выйти в период с 2024 по 2026 годы. Пока что это усилие было трудным для старта. Naughty Dog приняла мудрое решение отменить проект The Last of Us Online, чтобы сосредоточиться на одиночных IP, таких как предстоящий Intergalactic: The Heretic Prophet, но настоящей потерей стал Concord.
Возможно, никогда не было выхода игры, который был бы столь печальным, как Concord. Много игр выходили с огромными амбициями, только чтобы быть закрытыми через несколько месяцев, но Concord была высокобюджетной игрой от первых лиц, которая закрылась всего через несколько недель после запуска, была окончательно закрыта вскоре после этого, и ее команда была распущена. Эхо провала этой игры заставило президента Sony Хироки Тотооки сократить амбиции компании по живым сервисам до всего шести из первоначально запланированных 12 тайтлов к марту 2026 года. Будет ли оставшиеся игры даже выпущены, зависит от того, как будет работать текущий план. Concord похоже, и возможно, справедливо, подорвала уверенность PlayStation в создании собственного успешного проекта с живым сервисом. Более осторожный подход может быть более разумной стратегией, учитывая огромные риски, связанные с производством и поддержкой даже одной игры с живым сервисом.
Но если взглянуть шире на другие тайтлы PlayStation в 2024 году, все было не так мрачно. Там, где Concord провалилась, Helldivers 2 оправдала риск Sony. Этот кооперативный шутер стал неожиданным хитом, на который ни игроки, ни PlayStation вряд ли рассчитывали. Эта позиция аутсайдера принесла Sony ту самую победу в live-сервисе, которая была так необходима, чтобы доказать, что ее стратегия имеет смысл. Нужно будет посмотреть, останется ли этот успех и в следующие годы, но игре удалось выжить после контроверзий с PlayStation Network благодаря огромной поддержке со стороны разработчиков, которые изменили свое решение после возмущения фанатов. Необходимо найти способ адекватно интегрировать PSN с портами на ПК, что является ненужной проблемой для PlayStation, которую ей нужно решить, поскольку разрыв между эксклюзивами на платформе продолжает сокращаться.
Живой сервис был смешанным успехом, но Sony исчезла, когда дело дошло до мобильных амбиций. Легко забыть, что в компании есть целое подразделение, сосредоточенное на переносе новых и существующих IP на мобильные платформы, но единственное упоминание об этом было, когда разработчик Neon Koi закрылся до выхода своего первого тайтла для издателя. Даже тогда новости затерялись среди новостей о закрытии студии Firewalk, разработавшей Concord.
На данный момент это мобильное усилие выглядит как нежизнеспособное направление для PlayStation, которое она хочет замять. Надеюсь, это не так, и она готовит сюрприз с линией мобильных тайтлов в 2025 году, но это не в первый раз, когда PlayStation не выполняет обещания, которые заявляет как основополагающие для своей стратегии — просто посмотрите на ее PlayStation VR2, которая была практически заброшена в 2024 году.
Что касается оборудования, 2024 год стал годом, когда был представлен и выпущен долго ожидаемый PS5 Pro. Для тех, кто может оценить графические улучшения и имеет средства на его покупку, это отличное (хотя и не огромное) улучшение базовой модели. Единственная проблема в том, что высокая цена заставляет многих задуматься, действительно ли эти улучшения того стоят. Независимо от того, подходит ли этот девайс вам, это положительный сигнал о том, что PlayStation не собирается так быстро отказываться от оборудования, как это, похоже, делает Xbox.
Больше ценности получил недооцененный PlayStation Portal. Он был запущен в 2023 году как экран для удаленной игры, но благодаря обновлению 2024 года стал практически новым устройством с возможностью потоковой передачи игр из облака без связи с консолью PS5. С учетом того, сколько потенциала имеет это устройство теперь как недорогой и низкозатратный способ войти в экосистему PlayStation, непонятно, почему оно не рекламируется как таковое.
Невозможно говорить об успехах PlayStation в этом году, не упомянув о ее крупнейшем достижении: Astro Bot. Игра получила заслуженные похвалы от фанатов и критиков, выиграв нашу награду Игра года среди многих других. Больше того, что это безупречно созданный 3D платформер, она также отмечает историю PlayStation с чувством уважения и оптимизма, не впадая в самодостаточность. PlayStation нашла здесь своего естественного маскота, которого было бы глупо бросать. Это показывает, что Sony может предложить нам больше, чем мрачные драматические эпопеи, о которых она была известна последние полтора поколения.
Обращение к более широкой аудитории — это великолепное возвращение к тем временам, когда PlayStation была готова быть более дружелюбной и экспериментальной, но также это менее рискованное предприятие. Astro была создана всего за три года небольшой командой из около 60 человек, что сильно отличается от сотен разработчиков, работающих над крупнейшими AAA-тайтлами в течение пяти или шести лет.
Поиск фокуса
После затруднений с полной реализацией своих крупных планов, Astro Bot мог сыграть критически важную роль для Sony — если она извлечет правильные уроки. Основная причина недовольства многих поклонников PlayStation с брендом, по моему опыту, — это постоянный поворот. Все высокие достижения 2024 года не казались предсказуемыми, что не обязательно является чем-то плохим. Это становится проблемой, когда PlayStation уже анонсировала свои планы, только чтобы затем отказаться от большинства или всех из этих утверждений.
Нужно проявить терпение по отношению к новым руководству, когда они берут на себя ответственность за бренд — очень многое было запущено, что нельзя отменить. Тем не менее, 2024 год казался попыткой притормозить выполнение многих обещаний без четкого видения того, как перенастроить машину. К счастью, мы начинаем лучше понимать предстоящие игры для PS5, на которые мы можем рассчитывать в 2025 году и позже, но более широкое направление остается неясным.
Готова ли PlayStation по-прежнему делать большие ставки на живые сервисы? Является ли мобильный сегмент направлением, которое она всерьез попытается развивать? Даже переориентация на одиночные предложения не так проста, учитывая, что сроки разработки и бюджеты становятся неустойчивыми. Потребуется несколько лет, прежде чем Sony сможет построить и реализовать полное видение вокруг успеха Astro.
2025 год может стать новым началом для PlayStation под руководством нового руководства, но ей нужно как можно скорее дать игрокам знать об этом видении. Если она не сможет четко сообщить фанатам, какие игры они могут ожидать во второй половине жизни PS5, кто знает, как долго они останутся с ней?
Если вам понравилась эта статья, подпишитесь, чтобы не пропустить еще много полезных статей!
Новинка! На нашем канале в Яндекс Дзен появилась премиум подписка, которая позволяет читать статьи без рекламы и получать доступ к эксклюзивным материалам, недоступным обычным пользователям. Будем рады, видеть вас в числе премиум пользователей!
Вы также можете читать наши материалы в:
- Telegram: https://t.me/gergenshin
- Яндекс Дзен: https://dzen.ru/gergen
- Официальный сайт: https://www-genshin.ru